Портфолио - Использование образовательных технологий - технология исследовательской деятельности
Мероприятия
Методические материалы
Перспективный план по опытно-экспериментально деятельности во второй младшей группе
Перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с средней группе
Перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с старшей группе
Перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
Цель данной технологии - развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе экспериментирования.
Практическая работа по экспериментированию направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Задачи: - формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвете, размере, материале и др.)
- способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление)
- развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем, лабораторных приборов и т. д.)
- активизировать речь детей, пополнить словарный запас
Направления (содержание) (в соответствии с задачами)
С детьми младшего дошкольного возраста:
- формирование целостной картины мира.
- проведение элементарных опытов и экспериментов и исследований с объектами неживой природы: песком, снегом, воздухом, камнями, водой.
- активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
С детьми старшего дошкольного возраста:
- экспериментирование с проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.
- развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
- развитие собственного познавательного опыта с применением наглядных средств (схем, мнемотаблиц, символов, знаков и т.д.)
- опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
· Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:
«Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает,
бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши»;
· Занимательные игры - опыты, игры-эксперименты, такие как «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.) побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
· Игры на развитие чувственного восприятия:
«Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото»;
· Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:
«Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
В совместной деятельности взрослого с планирую различные опыты и наблюдения, провожу познавательные и эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать; планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, использую мультимедийные ресурсы (презентации, игры: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Звуки воды», «Последовательность роста растения» и др.
С помощью имеющихся картотек опытов, схем алгоритмов действий, записей музыкальных произведений, таблиц, картин, дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы” самостоятельно.
К проведению экспериментирования отношусь дифференцированно. Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Применяю в работе мнемотаблицы.
Занятия проводятся в виде кружка. Занятия представляют собой систему игровых упражнений и дидактических игр, Занятия проводятся в малокомплектных группах - до 10 человек, что позволяет учесть индивидуальные и психические особенности каждого ребёнка.
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе