Технология исследовательской деятельности

Портфолио - Использование образовательных технологий - технология исследовательской деятельности

Цель данной технологии - развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе экспериментирования.

Практическая работа по экспериментированию направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Задачи: - формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвете, размере, материале и др.)

- способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление)

- развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем, лабораторных приборов и т. д.)

- активизировать речь детей, пополнить словарный запас

Направления (содержание) (в соответствии с задачами)

С детьми младшего дошкольного возраста:

- формирование целостной картины мира.

- проведение элементарных опытов и экспериментов и исследований с объектами неживой природы: песком, снегом, воздухом, камнями, водой.

- активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

С детьми старшего дошкольного возраста:

- экспериментирование с проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.

- развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

- развитие собственного познавательного опыта с применением наглядных средств (схем, мнемотаблиц, символов, знаков и т.д.)

- опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

· Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает,

бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши»;

· Занимательные игры - опыты, игры-эксперименты, такие как «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.) побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

· Игры на развитие чувственного восприятия:

«Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото»;

· Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

В совместной деятельности взрослого с планирую различные опыты и наблюдения, провожу познавательные и эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать; планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, использую мультимедийные ресурсы (презентации, игры: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Звуки воды», «Последовательность роста растения» и др.

С помощью имеющихся картотек опытов, схем алгоритмов действий, записей музыкальных произведений, таблиц, картин, дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы” самостоятельно.

К проведению экспериментирования отношусь дифференцированно. Предлагая детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Применяю в работе мнемотаблицы.

Занятия проводятся в виде кружка. Занятия представляют собой систему игровых упражнений и дидактических игр, Занятия проводятся в малокомплектных группах - до 10 человек, что позволяет учесть индивидуальные и психические особенности каждого ребёнка.

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе